На вашингтонской встрече министров финансов и глав Центральных банков стран-участниц «Большой 20» состоялось обсуждение достаточно «чувствительных» для ряда стран тем, но резкие заявления при этом не прозвучали.

Согласно с ожиданиями председательствующей в «G20» России, итоговый документ вместил только 16 пунктов, в то время как по итогам состоявшейся в Москве встречи было внесено 26 пунктов. Некоторые из договоренностей не попали в коммюнике, оставшись за рамками документа.

Ориентиры по уровню госдолга необходимо смягчить

Одним их важных вопросов стало снижение уровней госдолга и бюджетных дефицитов стран «Группы 20». Так, ориентиры по данным показателям должны стать менее жесткими, поскольку государствам необходимо иметь при ухудшении экономической ситуации возможность маневрировать. Договоренности по этому вопросу не были фактически отражены в коммюнике, оставшись лишь на словах. Однако участники встречи отметили, что остается крайняя необходимость в оказании поддержки устойчивости госфинансов стран с развитой экономикой, которые должны разработать среднесрочные бюджетные стратегии и представить их на саммите в Санкт-Петербурге согласно с обязательствами по оптимальным параметрам соотношения показателей госдолга и бюджетного дефицита к ВВП в среднесрочной перспективе, принятыми в Лос-Кабос.

Данные ориентиры являются важными как для стран, так и для инвесторов, включая и страны, вкладывающие свои золотовалютные резервы в суверенные активы. Таким образом, по этому вопросу государству нужно проявить  понимание, гибкость и стратегию в секторе бюджетной и долговой политики.  Планируется, что все окончательные решения будут подготовлены к следующей встрече «Двадцатки» в начале сентября в Вашингтоне.

Что мешает росту экономики?

По словам участников саммита, мировой экономике удалось избежать ряда рисков больших отклонений и финансовые рынки начинают чувствовать себя лучше, но темп роста глобальной экономики продолжает оставаться на слишком низком уровне при очень высоких показателях безработицы в большинстве стран.

Процесс восстановления неравномерный и проходит разными темпами. Так, в странах с развивающимся рынком зафиксирован более активный рост, Соединенные Штаты достигают постепенного укрепления частного спроса, в то время как страны еврозоны пока что не продемонстрировали восстановление.

Вместе с тем, неопределенность по поводу экономической политики, сокращение доли кредитования частного сектора, нарушение функции кредитного посредничества и неполное перебалансирование мироврого спроса ограничивают перспективы роста. Многие страны имеют существенные среднесрочные проблем, включая и устойчивость госфинансов и финансовую стабильность.

При смягчении ДПК держать инфляцию под контролем

В США на фоне программы по количественному смягчению стабилизируется рынок жилья, снижается задолженность домохозяйств, и сокращаются бюджетные расходы. Однако при сохранении количественного смягчения денежно-кредитной политики в США возникают опасения, что произойдет «надувание пузырей», и это может касаться не только американской экономики, но и других стран, осуществляющих смягчение.

Относительно Японии участники саммита констатировали, что «принятые Банком Японии меры призваны побороть дефляцию и поддержать спрос на внутреннем рынке». И хотя финансовой «двадцаткой» признана целесообразность действий властей Японии, однако было отмечена необходимость учесть и абсолютно  нежелательные побочные эффекты от проведения мер смягчения.

Министры убеждены, что денежно-кредитную политику следует направлять на поддержку экономического восстановления и стабильность внутренних цен. При этом возникает необходимость в мониторинге ситуации по проведению смягчений, что бы эти меры ни приводили к дальнейшему увеличению процентных ставок и инфляции. Это может коснуться и Японии, т.к. рост процентных ставок окажется болезненным для госдолга, превышающего 200% от ВВП страны. По этой причине японские власти должны разработать такой бюджетный план на среднесрочную перспективу, что бы он внушал доверие.

Что порекомендовали Кипру и еврозоне?

Финансисты не обошли стороной и ситуацию в кипрском банковском секторе и высказались за скорейшую ее нормализацию: снятие ограничение на расчеты по инвестированию, по финансовым средствам держателей банковских счетов тех банков, у которых нет проблем с ликвидностью и им не нужно проводить «оздоровление». Это будет способствовать улучшению ситуации в банковском секторе и в экономике страны.

Итоговый документ содержит и общие рекомендации, адресованные еврозоне: необходимо работать над усовершенствованием основ экономического и валютного объединения, включая и безотлагательный переход к банковскому союзу.

Свежие новости на Главной странице