То, что сейчас происходит в Европе, напоминает театр абсурда. Вначале лидеры Евросоюза заняты разработкой и приемом важных и сверхсекретных решений, затем звучат громкие заявления и раздаются вселяющие надежду обещания, а завершается все тем, что ни одно решение не может быть воплощено в жизнь, все секреты уже рассекречены, а обещания превратились в пустой звук и не стоят даже ломаного гроша. В итоге можно наблюдать ряд происходящих дежавю на европейской арене экономическо-политической жизни.

Итак, Европа снова на пороге «решающего дня» - 12 сентября судьи Конституционного суда Германии должны принять решение о том, не является ли противоречием функционирование постоянного антикризисного европейского фонда для законодательной базы Германии. Этот день ожидает Европейский Центробанк, т.к. остается открытым вопрос обнародования и доработки Программы по покупке активов государств – должников, а так же круг инвесторов и европейских лидеров.

На ESM возложена миссия по борьбе с долговым кризисом в Европе. Он должен стать достойной заменой временного антикризисного фонда EFSF. В парламенте Германии уже состоялась ратификация договора о постоянном фонде. Документ должен подписать президент страны, и в случае, если Конституционный суд Германии примет решение не в пользу существования фонда в связи с несоответствием немецкой Конституции, у президента не будет оснований ставить свою подпись.

В минувшую пятницу прозвучала информация, что ЕЦБ ждет решения Высшего судебного органа Германии для того, что бы наконец-то завершить разработку Программы, направленной на приобретение государственных облигаций наиболее проблемных участников валютного союза.

У инвесторов есть опасения, что в случае не одобрения работы фонда, Евросоюз не сможет оказать поддержку «периферийным» государствам, которые будут вынуждены объявить дефолты. При таком развитии ситуации инвесторов ожидают серьезные финансовые потери. В то же время, можно понять и опасения налогоплательщиков и пенсионеров не только Германии, но и других «не проблемных» европейских стран. Решение Конституционного суда может стать первым шагом на пути к социализации долговых обязательств.

Что именно не нравится немцам в ESM?

В Германии против создания Фонда выступают многие: не только политические силы и эксперты, но профессора экономики, находящиеся на пенсии. Недавний опрос показал, что почти 70% немцев поддержали рассмотрение в суде вопрос ESM, а против этой затеи выступили всего 17%.

Большинство граждан Германии обеспокоены расширением немецких гарантий для стран-участниц зоны евро. И если пол-Германии все еще желает оставаться в валютном союзе, то около трети считает, что следует отказаться от евровалюты.

По мнению профессора экономики из Университета Мюнхена и главы Института экономических исследований ifo Ханса-Вернера Зинна, причины недовольства граждан Германии кроются в следующем:

1. Согласно Маастрихтскому договору, лежащему в основе единого валютного союза, государство не может оказывать помощь другому государству. Германия вступала в еврозону на условиях, что долги не станут разделять между всеми членами ЕС. Оказание помощи грекам нарушает договоренности, однако развал еврозоны страшит больше, чем нарушение пунктов договора 20-летней давности.

2. Закон Германии о ESM обязывает голосовать представителя Германии в фонде после одобрения решения немецким парламентом. Это исключается нормами Международного права, т.к. участники валютного союза равны в правах, то все имеют право на подобную процедуру одобрения в своих парламентах решения о функционировании фонда.

3. Правилам ESM противоречат условия утверждения решений парламента Германии. Немецкий представитель в фонде не имеет право разглашать решение до его обнародования. А т.к. Бундестаг тоже голосует тайно и изменить этот процесс никак нельзя, потому что это будет противоречить Конституции страны, то в итоге мы получаем полную путаницу.

4. У Фонда есть ограничения в принятии решений по предоставлению помощи тому или иному государству – подобное решение требует при принятии квалифицированного большинства. В то же время финансовые потери ESM никаким образом нельзя проконтролировать. В таком случае присутствуют риски злоупотребления, к примеру, в совете управляющих могут назначить себе достаточно высокую заработную плату и не проявлять усердия в возврате денег странами – должниками. При этом на управляющих не распространяется уголовная ответственность, и ни за каких деяниях их привлечь и наказать невозможно.

5. Противники ESM в системе компенсации убытков видят многие смущающие моменты. Так, какие-либо потери фонда покрываются первоначальным взносом в размере 80 млрд. евро. Когда этот источник финансирования иссякает, остальные убытки должны быть разделены странами в пропорциональном соотношении к своей доле в капитале. Если страна не имеет на это средств, то за нее это может сделать другая страна. Получается, что на плечи одного государства может, если оно в состоянии платить, лечь весь финансовый груз по покрытию потерь фонда. Стоит напомнить, что Германия застрахована ранним решением суда от подобного и не может принимать те обязательства, которые связаны с действием другой страны.

6. Обязательства государства по отношению к внешним партнерам ограничиваются его долевым участием в фонде, а вот между собой участники, подписавшие договор, подобных ограничений не имеют. Теоретически существует угроза, что один участник фонда может присвоить все 700 млрд. евро, являющимися средствами ESM и которые станут его обязательствами перед остальными участниками.

Кроме всего вышесказанного, как быть с ранее розданными финансовыми средствами в рамках спасения от кризиса? Фонд уже никак не может восприниматься отдельно от них. Так, 1,4 млрд. кредитных евро было обещано другим странам. Кроме того, один трлн. евро в качестве обязательств в рамках системы платежей TARGET 2.

Европейские лидеры бродят по замкнутому кругу в поисках решений

Господин Зинн убежден, что в Конституционном суде не пойдут против европолитиков и одобрят создание фонда, попросив что-нибудь изменить, добавить или дополнить в уставе.

Такого же мнения придерживается большинство аналитиков и экспертов. Однако возникает вопрос в другом: что подтолкнуло ЕЦБ к ожиданию судебного решения, достаточно предсказуемого? Есть версия, что Регулятор просто «проторомозил» с разработкой Программы по покупке активов.

Эксперты банка JP Morgan видят причину в другом. Ожидание решения суда является прикрытием для ЕЦБ, не согласовавшего до сих пор Программу приобретения активов. Мало шансов на то, что КС не примет решение, которое прошло все уровни согласования. ЕЦБ подозревается в том, что не успел разработать план по покупке облигаций стран-должников. Хотя и в этом так же есть сомнения. Ресурсы Регулятора позволяют решить все вопросы технического характера между двумя заседаниями членов Совета управляющих. У Драги получилось выиграть время по итогам прошлого заседания, когда было объявлено о разработке в «ближайшем будущем» Новой программы.

По мнению экспертов, «закавыка» заключается в том, что некоторые участники Совета не согласны с основными положениями данной программы, основанной, как предполагается, на введении контроля над доходностью по итальянским и испанским гособлигациям.

В результате вся общественность наблюдает картину, когда валютный союз блуждает по кругу. От лидеров ЕС звучат заявления о новом решении, а потом оно по определенным причинам не принимается. Начинается новый мучительный поиск…для всех мучительный.

Эксперты уже заговорили о надежде только на чудо, которое должно случиться, что бы антикризисные механизмы в еврозоне заработали.

Свежие новости финансовых рынков, анализ форекс на Главной странице