Бюджет - главный финансовый документ Европейского Союза, наконец – то согласован на период ближайших семи лет в результате длительных дискуссий и обсуждений главами государств и правительств стран-участниц блока. Обошлось без внесения вето, и это является достижением, однако при этом упустили возможность провести необходимые реформы. Об этом говорит эксперт DW Кристоф Хассельбах.
Процесс согласования бюджета проходил достаточно изнурительно: несколько встреч на высшем уровне, бесконечный ряд ночных заседаний и утомленность участников в конечном итоге «произвели на свет» документ, по которому европейским государствам предстоит прожить последующие 7 лет.
Но, несмотря на слабый успех, результат этого саммита оставляет осадок разочарования. Так, дабы избежать вето, возникла необходимость посчитаться с интересами трех групп. Богатые североевропейские страны желали сократить семилетний бюджет, но встретили решительный отпор со стороны премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который, как и в ноябре прошлого года в ходе проведения первого саммита, так и не решился пойти на уступки в виду оказываемого на него давления избирателей. Свои позиции во главе с Францией отстаивали государства с развитым аграрным сектором, от которого зависит национальная экономика, требуя сохранить субсидирование сельского хозяйства. А группа, объединившая южные и восточные государства, стремились не допустить снижения объемов дотационной помощи ЕС экономически слабым регионам.
Некоторым странам каким-то образом удалось оказаться участниками одновременно нескольких групп, что привело к занятным конфликтным ситуациям. Например, из уст канцлера Германии Ангелы Меркель звучит призыв к экономии, а немецкий министр сельского хозяйства Ильзе Айгнер требует оставить субсидии для фермерских хозяйств. Вместе с тем, все большее количество стран пытаются добиваться уменьшения суммы взноса в общий бюджет Европейского союза, в то время как Британия снова смогла отстоять свою «вечную» скидку.
У проектов будущего развития Европы отняли деньги
Угроза вето от любой страны постоянно присутствовала в атмосфере переговоров, ведь тогда единогласия по бюджетному вопросу сложно было бы достигнуть. Поэтому глава Евросовета Херман ван Ромпей выполнял крайне нелегкую миссию по хотя бы частичному удовлетворению все выдвинутых требований. И ему это удалось вопреки минимальному пространству для маневров.
Цена компромиссных решений заключается в ложных приоритетах. В основном в новом бюджете сокращение затрат осуществиться за счет образования, научных исследований, межгосударственных инфраструктурных проектов, т.е. всего того, благодаря чему Европа продвигается вперед. Именно эти сферы могли бы помочь в борьбе с высоким уровнем безработицы среди молодежи и сделали бы это эффективнее фальшфейеров, запущенных с огромнейшей шумихой.
А вот гигантский объем субсидирования аграрного сектора, наоборот, снижают конкуренцию и являются символом уже вчерашней Европы. Такое же сомнение вызывает и эффективность внедрения значительной части структурных проектов в экономически слабых регионах ЕС. Ведь средства, предоставляемые Греции, Португалии и Испании в качестве субсидий, мощным потоком вливающиеся в течение нескольких десятков лет в их экономики, так и не спасли от возникновения серьезных финансовых проблем в этих странах.
Страны не платят – дефицит бюджета растет
Эксперт указывает на слабые места осуществления прежней политики: недостаточный объем финансирования перспективных отраслей и одновременно с этим высокий уровень расточительства. Однако видимо для самоуспокоения и оправдания доверия своих сограждан, каждому из глав государств и правительств предоставили возможность вернуться из Брюсселя с победным решением, для чего и был отыскан такой прогнивший у основания компромисс. И более того, участники саммита опять согласились с не покрытием бюджетных обязательств реальными суммами взносов. А посему, бюджет Евросоюза даже уже на этот год является дефицитным, т.к. страны не платят тех размеров взносов, которые являются обязательными и оговоренными ранее. Таким образом, увеличивается в своих объемах финансовая дыра в бюджете Блока европейских стран, хотя это противоречит законодательной базе ЕС.
Теперь стоит ожидать реакцию Европейского парламента, который впервые получил право утверждения многолетних финансовых рамочных соглашений – именно такое название имеет семилетний бюджет ЕС. Глава Европарламента Мартин Шульц сообщил, что значительная часть депутатов практически из всех фракций не намерены утверждать бюджетный документ с такими показателями, как существенное сокращение и постоянно растущий дефицит.
Парламент ЕС имеет одну лазейку избежать сокращений. Так, если достигнутый компромисс утвержден не будет, то, согласно с правилами ЕС, бюджет 2013 г. останется основным и обязательным для выполнения, при этом будет учтена и инфляция. Таким образом, страны ЕС получают еще один мощный стимул, который должен побудить их пойти на встречу европарламентариям. И если будет проявлена гибкость, то огромные суммы станет возможным переносить из одной расходной статьи в другую, а так же из года в год.
Но на парламент ЕС оказывается давление и после достигнутого с такими усилиями компромисса, чиновники вряд ли устроят обструкцию Евросовету. Впрочем, следующие несколько недель продемонстрируют, кто оказался победителем и чем это обернется для Европейского союза.