Japan Повышение фискального сбора с розничных продаж (с 5 до 8%) отпугнуло японских покупателей. Согласно опубликованному в четверг отчету, потребители в апреле, по сравнению с мартом, уменьшили объем покупок на 13,7%. С момента начала сбора такой статистики (с 2002 года) это наибольший показатель потребительского охлаждения, наблюдавшегося в Японии.

Сокращение спроса произошло в большинстве секторов, но наибольшее падение интереса потребителей зафиксировано по товарам длительного пользования (электротовары, автомобили, кондиционеры и т.д.) и дорогостоящим вещам. Также спад продаж был зафиксирован среди косметических средств и группы продовольственных товаров.

По всей видимости, потребители сочли, что момент повышения налога с продаж не является лучшим временем для серьезных приобретений, отложив ряд покупок на более позднее время. Как отмечают, эксперты и члены правления Банка Японии, такая реакция покупателей была ожидаемой. Однако ее размер, все же превзошел самые негативные опасения.

«По сравнению с 1997 годом (последнее повышение налога с продаж, до 5%), текущее ужесточение вызывало более сильный эффект, чем мы могли себе это представить. Если сравнить текущие данные с данными того периода (в 1997 году снижение розничных продаж составило 3,8%), то масштабы сокращения 2014 года намного больше и могут свидетельствовать об уменьшении общего импульса потребления» -пишет Масамити Адати из J.P. Morgan.

Майская статистика пока находится в обработке, но даже ее предварительные данные указывают на то, что негативная тенденция сохранилась. Так в частности, согласно первоначальным результатам, объем продаж бытовой техники упал на 20% по отношению к продажам, зафиксированным годом ранее.

Пока аналитики сдержано комментируют опубликованные данные. Многие из них ссылаются на то, что в годовом выражение продажи упали лишь на 4,4%, а месячный показатель «зашкаливает» благодаря активности потребителей в марте, которые загодя совершали необходимые покупки. Однако некоторые из экспертов считают, что даже если в дальнейшем объем продаж и выровняется, то снижение импульса к покупкам отнимет часть ВВП Японии.

Как полагают в Capital Economics, ВВП Японии за 2 квартал (по сравнению с данными 1 квартала) упадет на 3,8%, а данные в 3 квартале, будут меньше на 2,3%.

По сути дела, введение нового налога с продаж отбросило экономику Японии на год назад. И пока экономисты тешат себя надеждами на то, что слабость потребителей будет краткосрочной, последние не торопятся тратить деньги, полагая, что успеют совершить необходимые покупки и позже.

Свежие новости финансовых рынков, анализ форекс на Главной странице