Боязнь социалиста Олланда кардинальных реформаций обостряет болезни второй экономики Евросоюза, делая их хроническими.

france Франция все больше увеличивает отрыв от Германии, которая теперь уже одна на всю Еврозону сохранила за собой репутацию безупречного заемщика. Париж же второй раз получил снижение рейтинга кредитоспособности со стороны авторитетного агентства Standard & Poor's (S&P).

В январе 2012 года Франция рассталась с высшей оценкой рейтинга. Произошло это еще во времена правления Николя Саркози, но пришедший ему на смену Франсуа Олланд пообещал исправить положение в экономике, вернув доверие рейтинговых агентств.

Однако слова нового президента Франции разошлись с делами, и пока больше на виду аморфность властей, не способных противостоять последствиям финансового кризиса. Так, во всяком случае, рассуждают в S&P, понизившем в очередной раз оценку французской кредитоспособности. Комментируя свое решение, аналитики агентства выразили недоверие начатым реформам экономики, посчитав, что их выполнение не стабилизирует ситуацию, особенно с точки зрения среднесрочной перспективы.

Олланд намотал клубок проблем

Получается, что Франция становится новой проблемной страной Еврозоны, наряду с соседними Испанией и Италией. Несколько завуалировать этот момент попытался начальник отдела германо-французского института (dfi)Хенрик Утерведде, считающий, что «в настоящее время у французской экономики дела плохи, но она остается пятой экономикой мира и второй в Евросоюзе».

Тем временем, промышленость Франции теряет конкурентоспособность на рынке, что приводит к сокращению рабочих мест. Безработица среди молодежи в стране уже достигла рекордных показателей. В то же время правительство Олланда вместо того, чтобы решительно разрубить узел проблем, старательно наматывает их в один клубок.

«Правительство собирает проблемы, вместо того, чтобы бороться с ними решительно и быстро», - комментирует Хенрик Утерведде корреспонденту Deutsche Welle. Особенно следует отметить, что данные вопросы возникли не сегодня, и не вчера, а собирались, как минимум целое десятилетие.

Снижение рейтинга вполне объяснимо и закономерно, - продолжает тему редактор французской газеты Les Echos Фредерик Шеффер. Реформы, которые правительство пытается провести не первый год, уже являются недостаточными. Кроме того, у Франции колоссальная государственная задолженность - 95% ВВП. Это один из самых максимальных показателей для всей Европы.

Франция продолжает нарушать Маастрихсткие договоренности

olland Возможно, пока не следует относить Францию к проблемным странам Еврозоны, но сказать о том, что страна имеет большие проблемы, имеются все основания. К примеру, Париж неоднократно нарушал и продолжает игнорировать Маастрихтские критерии финансовой стабильности, предусматривающие, в частности размер дефицита государственного бюджета не более 3%. По прогнозам, в 2013 году этот показатель у Франции поднимется выше 4%.

Для латания бюджетных дыр французские власти используют только два механизма – повышение налогов и увеличение государственной задолженности. Но ни тот, ни другой рычаг управления не может работать бесконечно долго. В Париже это понимают и намечают в 2015 году грандиозное сокращение непомерно раздутых государственных расходов. Это позволит наконец-то стране снизить дефицит бюджета и войти в узкие рамки Маастрихимского договора. Однако, по мнению S&P, все это выглядит весьма призрачным и маловероятным.

Замкнутый цикл французского бизнеса

Загнанные на самые максимумы налоговые поборы и социальные отчисления сделали продукцию, произведенную во Франции, не конкурентоспособной на мировых рынках. Да и французские предприятия почему-то не особо следят за спросом, предпочитая выпускать банальные вещи, зачастую изжившие свой век.

Чтобы попытаться серьезно продавать такую продукцию, следует вплотную заняться вопросам ценообразования, учитывая, что во Франции не самая дешевая рабочая сила, - считает Хенрик Утерведде.

Постоянное снижение цен ведет к убыточности. Да и те предприятия, которые балансируют на грани прибыли, не могут позволить себе расширить научную работу и привлечь дополнительные инвестиции в разработки новых технологий. А без инноваций в современном мире жесткой конкуренции очень непросто выжить даже гигантским компаниям.

Получается замкнутый цикл. Предприятия, выпускающие низко конкурентную продукцию находятся на грани выживания и не могут вкладывать средства в производство, продолжая раскручивать спираль стагнации.

Другим круговым ступором являются растущие размеры социальных отчислений. Объемы выплат существенно прессингуют бизнес, не оказывая в то же время какой-то существенной поддержки «стареющей» Франции, где дефицит социальной системы уже составляет 25 млрд. евро, а количество пенсионеров и безработных с каждым годом только увеличивается. Примечательно, что сокращение социальных отчислений со стороны компаний снизит покупательную способность населения, а в связи с потерей экспорта, спад внутреннего рынка может оказаться неподъемным грузом для экономики страны.

Государство нарастило долги и не способно уже раздавать полной мерой социальные блага, но оно не может и дальше закручивать гайки налоговых отчислений, так как это неизменно приведет к социальным взрывам. В подтверждение можно вспомнить недавние акции протеста, прошедшие в Бретани, - комментируют ситуацию аналитики Standard & Poor's.

Рынок труда – одна из главных проблем Франции

france_c Одной из главных проблем Франции является растущая безработица, уровень которой достиг уже рекордных 11%. Причем, среди молодежи, эти цифры можно смело удваивать, - считает Фредерик Шеффер. И такая ситуация сохранится до 2016 года, когда по прогнозам экспертов уровень безработицы все-таки уйдет ниже 10%.

Некоторые позитивные сдвиги в области трудоустройства молодых заметны с лета этого года, благодаря ряду правительственных реформ. Однако, реформы эти - удовольствие затратное, а вот эффективность их еще неизвестна, - отмечает господин Шеффер. К тому же, в основном речь идет о временных источниках дохода, а вот рассчитывать молодому человеку на постоянное трудоустройство можно только при общем и стабильном подъеме экономики, а речь об этом, к сожалению, пока не идет.

Некоторую «косность» французского рынка труда отмечает и Хенрик Утерведде, высоко оценивая при этом реформы кабинета Олланда, считая их даже «историческими вехами». Очевидно, что похвалы удостоилось привлечение к процессу законодательного творчества представителей профессиональных союзов и объединения работодателя.

«Если президент продолжит реформы еще двумя-тремя законами, особенно в области социального страхования, то у Франции есть все шансы вновь почувствовать под ногами, ушедшую было, почву, - считает представитель dfi.

К тому же, напоминает эксперт, финансовый рынок Франции никак не отреагировал на снижение рейтинга, и не считает проблемы страны достаточно серьезными. Парижу без труда занимают весомые суммы под малые проценты. Хотя, не исключено, что в большей степени это связано с тем, что в Европе, помимо государственных облигаций Германии, практически не осталось надежных активов.

Свежие новости на Главной странице