Главы Министерств финансов еврозоны приняли решение, что работа нового Регулирующего органа, который будет осуществлять контроль лишь над крупнейшими банковскими учреждениями валютного союза, начнется с первого марта 2014 года. Что это может значить для Европы?

В ходе нынешнего долгового кризиса в зоне евро европейцы пришли к основному выводу: валютный союз необходимо подкрепить банковским союзом. Получается, когда в 1990-х гг. проводилась подготовка к введению единой европейской валюты, ответственными за данный процесс чиновниками не было уделено должное внимание этому вопросу. И только в конце июня текущего года на очередном саммите в Брюсселе нынешние лидеры Европейского союза пришли к принципиальному решению исправить данное упущение.

Что должны предпринять для реализации новой цели?

Первый шаг на пути к функционированию Банковского союза, как считают многие европейские политики, должно стать создание Единого органа по банковскому надзору.  После чего, новому органу должен открыться доступ к финансовым средствам для возможности напрямую осуществлять вливание свежего капитала в банки, у которых возникли трудности. Если в том, конечно, будет необходимость.

Вместе с этим, нужно четко проработать процедуру, которая смогла бы упорядочивать банкротства и дальнейший процесс ликвидации кредитно-финансовых учреждений, в т.ч. и системообразующих. Для этого необходимо внедрение общего для европейских банков Фонда страхования вкладов.

Аналогичные инструменты банковского регулирования уже успешно работают во многих государствах – участниках еврозоны, однако не во всех. Между тем, по мнению лидеров ЕС, функционирование одного сверхведомства будет не только независимым, но и продемонстрирует более эффективные результаты, чем 27 с подобными функциями надзорных учреждений, работающих в каждом государстве Евросоюза.

Стоит напомнить, что в октябре этого года европейские чиновники согласовали и одобрили очерченный конкретными действиями план по созданию Единого органа банковского надзора к окончанию 2013 года.  По словам аналитика брюссельского European Policy Centre Яниса Эммануилидиса, банковская система ЕС уже шагает по направлению к новой общеевропейской организации – Банковскому союзу.

Между странами-донорами и странами-получателями возникает ряд разногласий

Но создание Банковского союза не является панацеей от всех финансовых проблем валютного союза, т.к. основной задачей в данном случае все же становиться преодоление фундаментального дисбаланса между ныне действующим валютным объединением и окончательно все еще незавершенным экономическим союзом. На это будет потрачено много времени, однако работа уже начата. И определенная часть данной работы – это создание Банковского союза, цель которого заключается в объединении после 2014 года «под своим крылом» всех шести тысяч банков, работающих в ЕС.

Эксперты отмечают, что определенная часть из этих банков не справилась с кризисными ситуациями и стала проблемной, в связи с чем возник вполне закономерный вопрос, нужно ли и такие банковские учреждения включать в список претендентов на финансовую помощь  в рамках создаваемого механизма предоставления такого вида поддержки?

Представители стран-доноров Германии, Финляндии и Нидерландов заявили, что такую помощь будут оказывать напрямую лишь тем финансовым институтам, у которых возникнут трудности в будущем, а тем, кто сейчас находится в затруднительной ситуации, такая помощь предоставляться не будет. По данному вопросу уже ведутся бурные дебаты, т.к. к примеру, Испания, как потенциальная страна-получатель, против подобных ограничений.

У стран разные взгляды по вопросу страхования вкладов

Разное видение у членов ЕС и по вопросу общеевропейского страхования вкладов. Некоторые государства уже создали достаточно сильные фонды, которые финансируются благодаря отчислениям местных банков. Должны ли быть включены такие фонды в единую систему Евросоюза? В Германии пока что выступают против такого решения, поскольку, на данном этапе это означало бы, что финансовые ресурсы, скопленные, допустим, в баварских сберкассах, могут автоматически стать гарантией сохранности вкладов в каких-нибудь андалузийских банках, которые фактически обанкротились.

На саммите ЕС, состоявшемся в октябре 2012 года, от Испании и Италии звучали настойчивые предложения по как можно более скорому учреждению Единого органа банковского надзора, и оптимально всего, что бы это состоялось в самом начале следующего года. Их спешность понятна, ведь тогда средства Стабилизационного фонда ESM, не оттягивая время, можно было бы использовать для рекапитализации банков этих стран.

Против данного предложения выступила канцлер Германии Ангела Меркель, мотивируя свое сопротивление тем, что в первую очередь нужно создать не только соответствующую структуру, но и осуществить набор сотни высококвалифицированных специалистов, а времени для данных действий крайне мало до желаемого срока – 1 января 2013 года. Поэтому, было принято решение создать новое ведомство лишь к окончанию будущего года, а на минувшей неделе срок продлили до 1 марта 2014-го года.

После чего, созданный в рамках Европейского Центробанка контролирующий орган, который получит полную независимость от других структурных подразделений ЕЦБ, сначала будет контролировать около 150 банковских учреждений валютного союза.

Мелкие банки опасаются попасть под надзор «не слишком подвижного мамонта»

В данном случае имеются в виду все банки с показателем баланса, превышающем 30 млрд. евро или составляющем более 20% ВВП того государства, где банк зарегистрирован. При этом ЕЦБ будет контролировать три наиболее крупные банка каждой страны – участницы еврозоны.

Таким образом, Централизованный общеевропейский банковский надзор будет осуществляться над крупнейшими системообразующими банками, представленными в большинстве стран не только еврозоны. А маленькие банки будут контролироваться Национальными органами, способными оценить местную и региональную специфику их функционирующей бизнес-модели.

Однако на принятие такого решения тут же обрушился шквал критики со стороны главы Главного объединения немецких сберкасс и расчетных организаций Георга Фареншона.  Эксперт считает, что к крупному банку относится учреждение с показателем баланса более чем 70 млрд. евро, но никак ни 30 млрд. евро, на основании того, что подобный уровень достижим большинством региональных банков.

После утверждения такого уровня порога, под регулированием Европейского Центробанка окажутся одновременно 30 банков Германии, в т.ч. и некоторые сберкассы. По мнению Георга Фареншона, это не допустимо, т.к. есть опасения, что создаваемый орган может работать как «не слишком подвижный мамонт».

на Главную страницу