В мировой практике известным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства является так называемый бизнес-инкубатор (БИ).

Об этом инструменту отечественные предприниматели знают немного, между тем он способен существенно помочь в развитии бизнеса.

Что такое бизнес-инкубирование

biznesinkubator С развитием информационных технологий и появлением интернет-среды появилась их новая форма — виртуальный бизнес-инкубатор (ВБИ). Перспектива применения виртуальных бизнес-инкубаторов как новейшего инструмента поддержки предпринимательства очень большая. Для создания общей картины эффективного применения ВБИ необходимо рассмотреть его более детально.

Создание виртуальных бизнес-инкубаторов является логическим шагом в развития бизнес-инкубирования, обусловленным ростом роли информационных технологий и распространением сети интернет. По форме виртуальный инкубатор — это многопрофильный сервис, целью которого является поддержка малого предпринимательства путем предоставления таких услуг, как:

  • аналитико-консалтинговые,
  • маркетинговые,
  • образовательные,
  • поиск инвесторов и партнеров для фирм,
  • предоставление дистанционного доступа к различным базам данных.

Виртуальный инкубатор позволяет охватить молодых и будущих предпринимателей. ВБИ не несет ответственности за дальнейшую судьбу бизнеса, а только помогает проходить малому предприятию начальную стадию бизнес-становления.

Сроки нахождения малого предприятия в ВБИ оговариваются отдельно. ВБИ имеет значительные преимущества перед физическими БИ:

  1. Создание ВБИ актуально для предприятий и предпринимателей, какие не имеют возможности пользоваться услугами стационарных бизнес-инкубаторов из-за территориального размещения фирмы;
  2. ВБИ предоставляют дополнительные возможности для взаимодействия предприятий, находящихся на большом расстоянии друг от друга и даже на территории разных стран;
  3. предприниматели, находящиеся в виртуальном БИ, создают новые рабочие места, развивают технологии;
  4. Особенностью деятельности ВБИ является то, что общение с клиентами (предприятиями и физлицами) все время происходит дистанционно.

Это дает возможность работать в режиме реального времени или по другому выбранному режиму, что уменьшает расходы на управление собственным бизнесом.

Создание ВБИ: этап первый

Создание виртуального бизнес-инкубатора — новая область деятельности, поэтому тем людям, которые желают открыть собственный интернет-бизнес, это направление сулит неплохие перспективы, прежде всего по причине малой конкуренции. Создать ВБИ не так сложно, как может показаться.

Специалисты рекомендуют предпринять для этого следующие действия.

На начальном этапе стоит сконцентрироваться на поддержке предприятий локального региона. Предварительный этап носит подготовительный и исследовательский характер, поэтому включает такие шаги:

  • выявление потребностей региона и анализ предпринимательства в регионе;
  • определение перспектив его развития;
  • обобщение программных документов, регламентирующих развитие региона;
  • определение состояния развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • выбор пути бизнес-инкубирования;
  • участие в дистанционных программах и семинарах для административных работников и инициаторов создания БИ;
  • консультации эксперта;
  • подготовка пакета документов, регламентирующих создание и функционирование ВБИ.

Создание ВБИ: этап второй

Следующий, второй этап — это непосредственно создание ВБИ. Этот этап самый сложный, поэтому его целесообразно проходить в пять шагов.

Первый шаг — разработка экспресс-стратегии ВБИ. Его особенностью является значительный объем аналитических и исследовательских работ. Результатом их изучения становится разработка стратегии ВБИ с полным пакетом нормативного обеспечения его деятельности.

Второй шаг — разработка бизнес-плана ВБИ. На этом этапе рассчитываются прогнозные результаты и устанавливаются критерии эффективности ВБИ (экономические и социальные показатели) и прогнозируются их величины.

Третий шаг — организация работ ВБИ. Шаг включает выполнение таких работ:

  • разработка и утверждение учредительных документов;
  • подбор персонала и руководства;
  • формирование необходимых электронных баз данных для web-портала.

Четвертый шаг — функциональный, то есть это фактически означает начало функционирования ВБИ. Этап является самым важным для дальнейшего развития бизнеса, поскольку именно он формирует имидж инкубатора в бизнес-среде и определяет эффективность его работы.

bis_incubator

Пятый шаг — выбор клиентов и порядок предоставления им услуг. Поскольку функции ВБИ ограничены виртуальными и дистанционными услугами, то клиенты (предприятия или предприниматели) могут быть расположены в любом месте региона. Этот шаг включает следующие действия:

  • прием заявки для вступления в ВБИ;
  • оценка потенциала предприятия или предпринимателя, предоставившего заявку.

С помощью экспертного оценивания или конкурсного отбора определяется, подходит клиент к вступлению в ВБИ или нет, и каковы перспективы его бизнес-идеи. Важно определить потребности клиента и проанализировать его расположение с целью оценивания перечня услуг, которые ему потребуются.

После изучения потенциального клиента разрешается его регистрация на web-портале БИ и предоставляются данные для входа в личный кабинет.

Создание ВБИ: этап третий

Третий и последний этап — это адаптация и дальнейшее развитие бизнес-инкубатора (улучшение услуг, реформирование структуры), которые сопровождаются непрерывным улучшением его услуг. Расширение ассортимента и повышение качества услуг является объективной реакцией ВБИ на требования бизнес-среды и постоянное развитие инфокоммуникационных технологий.

Продвижение товаров и услуг клиентов, находящихся в ВБИ, становится реакцией на усиление конкуренции, или на рост транзакционных издержек, или на выход предприятий на новые рынки.

После прохождения всех перечисленных выше этапов и их шагов образуется полноценный виртуальный бизнес-инкубатор, способный не только функционировать как самостоятельный бизнес-проект, но и развиваться как составная часть эффективного целостного механизма инновационной или предпринимательской инфраструктуры определенного региона.